В последнее время достаточно много говорится о т.н. «картине мира» (КМ) человека, которая в основном и определяет его жизнь, в том числе и взаимоотношения с различными людьми, обладающими подобными же КМ. По сути дела, этим утверждается то обстоятельство (многим очевидное), что человек сам себе творит свою КМ и в ней же, как в своем субъективном «реальном мире», и проживает свою жизнь, а определяющим во взаимодействии различных людей является взаимо
4000
действие их КМ…В последнее время достаточно много говорится о т.н. «картине мира» (КМ) человека, которая в основном и определяет его жизнь, в том числе и взаимоотношения с различными людьми, обладающими подобными же КМ. По сути дела, этим утверждается то обстоятельство (многим очевидное), что человек сам себе творит свою КМ и в ней же, как в своем субъективном «реальном мире», и проживает свою жизнь, а определяющим во взаимодействии различных людей является взаимодействие их КМ…
Так ли обстоит дело в действительности?
Да, так.
Однако, в очередной раз, вынужден сказать, что такое представление является лишь полуправдой…
В действительности, живой человек все же отличается от этой механистической модели самого себя, приблизительно так же как неразрывный и целостный континуум от системы отдельных дискретных элементов (как неразрывная и бесконечная прямая линия отличается от упорядочной совокупности дискретных точек), описывающих (или составляющих) этот самый континуум.
Попытаемся рассмотреть, например, в наиболее общем виде взаимоотношения между различными людьми, в рамках шкалы «симпатия/антипатия»… Вместо этих понятий здесь можно было бы использовать любые другие (дружба/вражда, любовь/ненависть, притяжение/отталкивание и т.п.), все они – это всего лишь формальные образы (имена, знаки), обозначающие два противоположных состояния в отношении к другому человеку. Поэтому, в этом смысле, слова не имеют никакого значения и играют лишь роль пальца, который указывает на нечто… Этот палец можно разобрать на косточки или попытаться увидеть то, на что он указывает…
Исходя из приведенной выше модели человека, как некой КМ, утверждают, что симпатия зачастую возникает между людьми, обладающими схожими (подобными или дружественными) КМ, а антипатия, соответственно, — между противоречащими и недружественными КМ. А особо талантливые, вообще говорят о том, что симпатия/антипатия, как неосознанные рефлексы, вообще не имеют никакого значения, поскольку значение может иметь только осознанное…
При этом в состоянии симпатии, своя КМ ничем значимым не пополняется и в своей основе продолжает оставаться прежней (неизменной)… Состояние же антипатии, являет собой вторую (обратную и противоположную) сторону одного и того же стремления КМ к сохранению своей неизменности… Появились методы (огромное количество разнообразных методов с красивыми названиями и гарантированными быстрыми результатами), основанные на том, чтобы специально обучиться тому, как на общем фоне возникающего ощущения антипатии (в наиболее общем случае, — некоего негатива), суметь-таки открыть свою КМ для некой новой, правильной и полезной её трансформации. Реализация такого метода, по своей сути, ведет к тривиальной ломке человека (естественных защитных механизмов его психики), поскольку целостная человеческая сущность буквально разрывается между внутренним подавляемым состоянием антипатии (сохранения своей КМ) и искусственно инициируемым извне состоянием необходимости осуществления правильной трансформации этой же своей КМ…
Здесь без вариантов, либо человек ломается и его изначальная антипатия чудесным образом превращается в симпатию…, либо человек не ломается и антипатия усиливается, вместе с возможным возникновением своеобразной фобии «боязни симпатии» и любого изменения своей привычной КМ…
Что же из себя представляет симпатия/антипатия, если она оказывается способной создать разрушающее или сохраняющее взаимодействие со своей же КМ?
Мне все это видится следующим образом.
КМ человека, по своей сути, — это фрагментарный (дискретный) формальный образ (ФО) реального мира, и каждый другой человек в этом самом глобальном ФО так же представляет собой такой же «фо» или «км» (прописными буквами, чтобы не путать с КМ и ФО).
В таком контексте ощущение симпатии/антипатии (по отношению к другому человеку) обладает уже континуальным качеством целостности. Иначе сказать, симпатия/антипатия является результатом невыразимого и таинственного целостного восприятия другого человека. Поэтому и невозможно их как-то формально (дискретными формальными средствами) описать, а их можно только ПЕРЕЖИТЬ… В своем естественном состоянии человек просто не может объяснить свою симпатию/антипатию…
Конечно, сам результат проявления симпатии/антипатии вполне может быть осознан, как некий уже готовый «продукт», но весь целостный процесс, приведший к нему, остается за пределами сознания (в индивидуальном или коллективном бессознательном).
Если симпатия/антипатия порождается индивидуальным бессознательным, то оно носит субъективный характер, ибо один субъективно целостный человек воспринимает другого, такого же субъективно целостного человека…
Если же в роли источника выступает коллективное бессознательное, то его симпатия/антипатия может иметь уже более объективный (чистый) вид…
В любом случае, возникшее состояние симпатии/антипатии, уже изначально задают рамки возможного безопасного или экологичного взаимодействия с таким человеком…
А вот обосновать свою, возникшую чудесным образом симпатию/антипатию, – это относительно легко. Для этого уже существует целое множество разнообразных заготовок, имеющихся в существующей КМ. А если даже и их не хватит, то можно, и даже желательно, пойти вплоть до того, чтобы как-то изменить свою КМ для того, чтобы-таки смочь это сделать… Поэтому люди склонны к разнообразным группировкам либо с симпатичным Центром для противостояния несимпатичной Периферии, либо с симпатичной Периферией для противостояния несимпатичному Центру (что и наблюдается повсеместно на различных форумах, да и в обще в любых общностях людей)…
Когда человек привыкает обосновывать свои естественные и целостные переживания с помощью своей фрагментарной КМ, то происходит перевертыш (реверс), когда уже эти самые целостные переживания начинают обслуживать фрагментарную КМ, т.е. КМ управляет переживаниями. Со временем, человек уже перестает замечать свои разнообразные естественные и целостные переживания и начинает с помощью своей КМ генерить их фантазийные (иллюзорные) образы, со всеми вытекающими отсюда последствиями (дискретность способна породить только такую же дискретность). По сути, такой человек убивает (зачастую ему помогают это сделать) в самом себе свое ЦЕЛОСТНОЕ начало, замещая его лишь модельными конструкциями правильной КМ…, — это уже не полноценный человек, а душевный калека…
По своей условной континуальной и целостной потенциальной «мощности» симпатия/антипатия гораздо превосходит неизбежно фрагментарную КМ. Поэтому, по сути дела, КМ может лишь обслуживать ощущения симпатии/антипатии, т.е. симпатия/антипатия управляет КМ… Т.е. в зависимости от целостного состояния симпатии/антипатии, человек либо дистанцируется от другого и блокирует свою КМ от каких-либо вмешательств в неё извне, либо сближается с другим и открывает свою КМ, участвуя в создании благоприятных условий для её СИМПАТИЧНОЙ трансформации (изменения).
Поэтому так благотворно и может влиять на человека его близкое присутствие с симпатичным человеком…
Настоящий учитель – этот тот, кто способен учиться у всех и всего…
Настоящий ученик – это тот, кто способен учить самого себя…
То, что я назвал выше ломкой человека, — это, по сути дела, уничтожение своего собственного внутреннего учителя, что и разрушает гармоничный, сбалансированный и целостный Круг, изначально присутствующий в каждом человеке, и образованный неразрывной связью (единством) Настоящего учителя и Настоящего ученика…
Любое другое вмешательство в человека (его Душу, включая и его КМ), на волне антипатии – есть насилие над человеком. Уверен, что проблемы, связанные с «экологией Души» человеческой уже сегодня достаточно остро стоят перед людьми. В ближайшем будущем, скорее всего, будет разработана и правовая база, позволяющая определять преступления в этой области и ответственность за них…
Однако на правосудие надейся, но сам не плошай…