Между удачей и неудачей разница небольшая. Может быть, ее совсем нет… Удаче мы радуемся, от неудачи страдаем — вот и вся разница. Мудрые «не слишком радуются в счастье, не слишком скорбят в горе». И имеют крепкие нервы. Всякий раз, когда жизнь прижимает нас, можно вспоминать о них и брать с них пример. Жизнь нас любит! Это абсолютный закон. И все, что бы она с нами ни делала, она делает с большой любовью. Думать так — значит избежать лишних треволнений, значит прожить долгую жизнь. Жизнь — это подарок. И то, что происходит после ее завершения, тоже подарок.
лишь благодать избавит»
(У. Шекспир «Два веронца»).
Между удачей и неудачей разница небольшая. Может быть, ее совсем нет… Удаче мы радуемся, от неудачи страдаем — вот и вся разница. Мудрые «не слишком радуются в счастье, не слишком скорбят в горе». И имеют крепкие нервы. Всякий раз, когда жизнь прижимает нас, можно вспоминать о них и брать с них пример.
Жизнь нас любит! Это абсолютный закон. И все, что бы она с нами ни делала, она делает с большой любовью. Думать так — значит избежать лишних треволнений, значит прожить долгую жизнь. Жизнь — это подарок. И то, что происходит после ее завершения, тоже подарок. Мне очень нравится, как один духовный мистик (Ошо) говорит, что Бог имеет с нами взаимоотношения не на условиях сделки, а на условиях дара.
Он рассказывает прекрасную притчу о богаче, который нанял людей на работу всего на один день. Одни работали с утра, другие присоединились к ним после обеда, третьи — вечером. Заплатил этот человек всем одинаково. Те, что трудились с утра, возмутились, ведь они работали больше других, а получили столько же. На что богач ответил: «Я всем, в том числе и вам, дал больше, чем достаточно. Я дал вам не за работу, а потому, что много имею».
Бог или Жизнь дают всем одинаково. Проблема не в том, что они не дают, и даже не в том, что мы не берем (тут и брать-то нечего — то, что они дают, всегда с нами), просто фокус нашего внимания временно на другом. На вещах бренных, для нас ценных, и на тех, которые полностью захватывают наши чувства.
Ошо рассказывает еще одну прекрасную историю о перемещении фокуса внимания.
К дзэнскому мастеру по имени Джошу пришел человек — новый ученик. Тот спросил у него:
— Видел ли я тебя раньше?
— Нет, Мастер.
— Тогда выпей чашечку чая.
За ним пришел другой человек, уже много лет учившийся у Джошу. Джошу спросил:
— Видел ли я тебя раньше?
— Конечно, видели, много раз, Мастер.
— Тогда выпей чашечку чая.
Наблюдавший за всем происходящим третий ученик удивился:
— Как же так, Мастер, разным людям за разные ответы вы одинаково предложили чай?
— А, ты здесь?
— Конечно, Мастер.
— Тогда выпей чашечку чая…
А вот для сравнения сцена из другого мира.
Один человек пришел в магазин, чтобы купить себе собаку:
— Сколько стоит эта большая болонка?
— Триста долларов, сэр.
— Хм… А сколько стоит вот эта — поменьше?
— Пятьсот долларов, сэр.
— А вот эта маленькая?
— Тысячу долларов…
— Скажите, а сколько я должен буду вам заплатить, если я у вас ничего не куплю?
Условия напористой сделки… Разумеется, для материального мира — все нормально. Это от недостатка. Если бы святые и мудрецы могли объяснить истину, жили бы все в избытке. Беда в том, что истину невозможно объяснить. Похоже, весь фокус — в фокусе внимания.
Мы продвигаем то, на чем сосредоточиваем свое внимание. Поэтому Ошо и пошутил: «Вопрос, где нам жить, в аду или в раю, решается не в день Страшного суда». Он решается каждый день, и не Богом, а нами самими. Если жизнь нас ласкает — мы в раю. Если она прижимает нас, мы тоже можем быть в раю, если сосредоточимся на любви, с которой она это делает.
Вот я стою, прижатый к стенке. Прижимает все сильнее и сильнее. Что мне остается делать? Переносить фокус внимания.
— Зачем жизнь делает это?
— Затем, чтобы, когда отпустит, фокус нашего внимания остался там же…
— Почему она это делает?
— Потому что любит.
Прессотерапия: прижимает — отпускает, прижимает — отпускает… Постепенно мы перестаем замечать разницу между удачей и неудачей.
Есть знаменитый дзэнский вопрос: «Можешь ли ты умереть и выпить чашечку чая?» (С уважением отношусь к этому вопросу и бесконечным вариантам ответа на него.) С одной стороны, ни того ни другого мы сделать не можем: душа не умирает и не пьет… . С другой стороны, можем, если отождествляем себя с телом, умирающим и пьющим. Говорят, что в Японии, задавая этот вопрос, делают акцент на слове «умереть», а в Китае — на слове «выпить». И первый вариант — умереть — актуален для монахов, а второй — за пределами монастыря. Кому легче, спрашивается, монахам или мирянам, ответить на этот вопрос? В монастыре, конечно, легче умереть; за его пределами — легче выпить. А можете ли вы выпить, умерев?! Это настоящий вызов. Сначала мы умираем для этого мира — фокус нашего внимания в духе. Всецело. Потом мы выходим из монастыря и выпиваем чашечку чая (вкушаем земные радости), оставаясь и мертвыми, и живыми одновременно.
Наверное, только люди, способные быть и мертвыми, и живыми одновременно, могут быть счастливы в этом мире постоянно. Мертвые здесь не остаются, делать им здесь нечего. А живые радуются и огорчаются, то есть иногда — счастливы, иногда — нет. Часть же населения — ни живое, ни мертвое. Умереть мешает интерес к жизни. Жить мешает страх. Взять от жизни все мешает воспитание. Невоспитанным мешают воспитанные. Вроде не так уж и много нам надо: здоровья, любви, секса, денег, успехов в делах, хороших взаимоотношений, знаний. Кто-то что-то имеет, кто-то чего-то не имеет. Но в самом лучшем положении те, кто благодарны за то, что имеют, а счастливы совсем не из-за этого. А просто счастливы. Счастливы потому, что имеют Царствие Небесное здесь и сейчас. Сам я не из их числа, но когда жизнь прижимает, знаю: надо фокус внимания переносить.
Относительность счастья
так и за неумеренной свободой нас цепи ждут».
«Иль целомудрие волнует больше,
чем легкость в женщине».
(У. Шекспир «Мера за меру»).
Желание — причина напряжения. Если мы неудовлетворенны тем, что имеем, или тем, что собой представляем, мы будем недовольны. Напряжение возникает между тем, что уже существует, и тем, чего не хватает. Чем больше пропасть между ними, тем сильнее напряжение. Желание связывает нас с будущим, отсутствие желаний — с настоящим. Единственное предназначение души в этом мире — иметь возможность проявиться. Когда наш ум спокоен, ей это удается.
Ум спокоен, когда увлечен текущим моментом. Поэтому в настоящем нет напряжения. Напряжение всегда связано с будущим или с прошлым. Прошлое и будущее — сферы воображения. Реальность — в настоящем. Жить от момента к моменту — значит избежать напряжения.
Желания отвлекают. Избавиться от них в один миг не получается. Можно относиться к своим желаниям легко, чем легче, тем лучше. Мы прощаем себя за те желания, которые у нас есть, и, по крайней мере, избавляемся от одного желания — желания не иметь желаний.
Есть хорошая шутка: если мечта долго не сбывается, ее нужно уценить. Желания легко сбываются, когда они не слишком сильные. А когда они сбываются, в нашей жизни нет напряжения, и желаниям становится сбываться еще легче. Осуществление мечты, стремление к новым достижениям, кстати, не единственный способ обрести счастье. Сейчас я говорю не о духовном счастье, а о чисто материальных удовольствиях: еде, сексе, сне, хороших интересных занятиях, приятных взаимоотношениях, новых приобретениях, положении в обществе и других приятных вещах, к которым многие неравнодушны.
На Востоке есть такой философский термин — «бхога-тьяга» (материальные наслаждения — отречение от них). Для того чтобы радоваться жизни по-настоящему, необходимо иногда отвлекаться от этих радостей. Парадокс. Но все очень логично. Непрерывные наслаждения ведут к пресыщению. Сила и острота ощущений постепенно снижаются. Это путь в петлю через депрессию. Самые большие мастера наслаждаться жизнью — маленькие дети. Для них мир нов, все вызывает интерес и бурную радость. При этом дети хорошо знают меру.
Одна моя знакомая, прочитав книгу о питании праной, села на очень неординарную диету — перешла сначала на жидкости, а потом только на воду. Это продолжалось в течение пяти месяцев, после чего она постепенно вернулась к твердой пище. Ее ощущения были невероятными. Она сказала мне: «Теперь я понимаю, какое наслаждение получают от еды дети. Я прихожу на рынок, вижу яблоки, просто вижу и уже очень сильно наслаждаюсь. А потом варю картошку — экстаз!» Экстаз от простых вещей — неплохо!
Моя жена заметила по этому поводу: «Смотри, люди прикладывают так много усилий, чтобы получить то, чего они не имеют, и таким образом испытать счастье; можно достичь его проще — отказаться на время от того, что ты уже имеешь, а затем вернуться к этому». Счастье по-восточному.
По своему собственному опыту, могу сказать, что, когда вы переходите на жидкости хотя бы на неделю, вы от обычного чая с молоком получаете столько радости! А стакан ряженки превращается для вас в настоящий пир. Даже если вы просто в течение нескольких дней будете есть пищу без масла, а потом приготовите ее с маслом — очень сильно насладитесь!
Один известный специалист в области тантры — говорит о невероятно сильных сексуальных переживаниях. Самый невероятный секс — это секс раз в год. Попробуйте, кто еще не пробовал. И потом, если ваша квартира кажется вам слишком маленькой, поживите некоторое время на вокзале. (Это не рекомендация … — шутка).
Когда мы пропускаем прием пищи, сексуальный контакт или какое-то другое удовольствие, мы ничего не теряем. Напротив, мы делаем вклад на свой счет в банке наслаждений. Чем больше пропустим, тем солиднее будет наш вклад, тем острее будут наслаждения потом.
Когда человек постоянно испытывает экстаз, наличие или отсутствие чего-то не принципиально. Для большинства из нас, пока что просто движущихся к Свету, восточная формула счастья (минус, затем плюс) вполне приемлема.
С древних времен до наших дней сохранился хороший анекдот, иллюстрирующий другую формулу счастья (плюс, затем минус).
У одного человека была очень тяжелая жизнь. Он пришел к священнику и стал жаловаться:
— Семья огромная, дом маленький, тесно, шумно — с ума можно сойти! Что делать — не знаю.
Священник дал хороший совет:
— Купи козу и держи ее прямо в доме.
Домохозяин удивился, но доверился мудрости священника и купил козу. Жизнь его окончательно превратилась в ад. После недели мучений он вернулся:
— Уважаемый, а ты с козой ничего не напутал? Может, что-нибудь другое посоветуешь? Продай козу, — спокойно ответил мудрый человек.
Относительность любви
(Анна Ахматова).
«Если вы ее любите, то не можете ее видеть».
(У. Шекспир «Два веронца»).
Не хочу огорчать тех, кто верит в любовь, и в то же время скрывать правду, недоговаривать тоже нехорошо. «Лучше горькая, но правда, чем приятная…, но ложь». Итак, дорогие читатели, любви не существует. НЕТ ее. Новость, конечно, не из приятных. На первый взгляд. Но в действительности очень жизнеутверждающая и сильно вдохновляет, как всякая правда. Горькая правда особенно вдохновляет, так как связана с риском. С риском открытия новых метафизических горизонтов, с риском открыться другому пониманию вещей. «Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю», остаться без любви — это что-то подобное: мы отказываемся от чего-то невероятно ценного, может быть, от самого ценного, и освобождаем место для чего-то нового, но неизвестного. Рискуем по-крупному. Отсюда и наслаждение. Любви нет! (Теперь место свободно.) Что дальше?
Есть только ЛЮБОВЬ! К любви мы стремимся, ЛЮБОВЬ всегда с нами, к ней незачем стремиться. В любви мы зависим от партнера, в ЛЮБВИ мы ни от кого не зависим. Потеря любви приносит нам боль, потерять ЛЮБОВЬ просто невозможно. И самое главное отличие: ЛЮБОВЬ есть! Любви нет.
Помимо ЛЮБВИ есть еще мираж любви. Есть вечная надежда найти свой идеал, идеального партнера. Идеальных партнеров нет! Есть мираж. И есть ИДЕАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ, которые всегда рядом с нами, за ними нет необходимости плыть на другой конец света, за них не нужно драться на дуэлях, их нужно просто ЛЮБИТЬ. А это самое сложное. Что может быть сложнее, чем стать самим собой в мире иллюзий…
Дорогие читатели, если вы деретесь на дуэли, знайте: вы деретесь за мираж. Там, где кончаются миражи, там кончаются и драки. Мужчины, если вы видите красивую женщину, не мечтайте. Рассмотрите ее как следует — она окажется обычной. Если вы встретите женщину просто прекрасную во всех отношениях — женитесь! Ибо нет другого способа избавиться от иллюзии. Женщины менее требовательные, более снисходительные. Они могут любить простых мужчин, а с этого и начинается ЛЮБОВЬ.
Мы любим кого-то и за что-то, сильнее или слабее. И мы способны ЛЮБИТЬ всех и ни за что, и в равной, абсолютной степени, то есть сильнее просто не бывает. В этом случае мы не бегаем по вселенной в поисках идеального партнера, в этом случае мы ЛЮБИМ тех, кто оказался рядом с нами, ЛЮБИМ людей с недостатками!
Давайте поговорим об идеальных и ИДЕАЛЬНЫХ партнерах. Те, кто все еще верят в любовь, думают, что партнеры должны их радовать. Ну, это идеальные партнеры … . Таких не существует, по крайней мере, они долго не живут, не больше одного медового месяца (примерно). ИДЕАЛЬНЫЕ партнеры — это не те, которые радуют. Это те, которые раздражают. Чем сильнее раздражают, тем они идеальнее. Как только мы настолько духовно продвинулись, что наш спутник жизни, который нас всегда раздражал, перестает нас раздражать и начинает нас радовать, — пришло время подумать о разводе, если вы хотите, конечно, духовно прогрессировать. Для быстрого прогресса нужны серьезные испытания.
Поэтому первое правило для людей, рискнувших сознательно расти: не ищите идеальных партнеров, примите ИДЕАЛЬНЫХ! Всегда отвечать ЛЮБОВЬЮ на нелюбовь и ЛЮБОВЬЮ на любовь — это лучший способ прожить жизнь.
Второе правило: семья не нужна! Но желательна. Не нужна, потому что любовь для развития не нужна (ее вообще не существует), а раздражать нас могут и посторонние люди. Желательна, потому что никто не сможет так нас довести, как близкий человек, все время находящийся рядом. Тут любому терпению конец приходит. С этого и начинается серьезный рост: планка поднимается — нужно больше стараться. Маленькие дети — мастера поднимать планку.
Приведу лишь один невинный пример. Мой младший сын быстро освоил горшок, но очень любил писать на пол и на диван. Он писал понемногу (специальная техника), так, чтобы хватало на несколько раз. Он писал, я мыл пол, тут же он писал снова, я снова мыл… Мне было интересно, на сколько хватит моего терпения. Ему тоже было интересно. Его запасов всегда хватало, чтобы показать мне мой предел — точку отсчета для нового шага по направлению к совершенству. Когда я злился и возмущался, уставший после всех этих дней и ночей, он улыбался (между прочим, сильно рискуя быть отшлепанным): папа, ты проиграл… у меня мочи больше, чем у тебя терпения.
Некоторые монахи считают, что женщины и дети отвлекают от стремления к божественному. Это миф, придуманный демонами, чтобы помешать нам! Женщины и дети учат нас ЛЮБВИ! Тренируют. Мы все тренируем друг друга. Чем сложней обстановка, тем больше возможностей. «Я ЛЮБЛЮ тебя, мой мальчик! Уставший, не спавший, не наслаждавшийся давно…» — чувства способные привлечь Бога. И тогда, возможно, Он сам придет и пописает на ваш диван. А рисковать своей попой Он не будет, сначала придут ангелы в форме детей и натренируют нас.
Есть люди, которые молятся о рождении святых детей, наверное, думают, что с ними проблем нет. Самый великий святой будет молиться о том, чтобы у него родился демон и испытал его как следует! Иначе, зачем этот материальный мир? Мир, в котором все совершенно, уже
8000
есть… . Там. А здесь более интересное место! Созданное Богом и нами. Спасибо всем, кто участвовал!
В Индии Бога называют Кришной и описывают как маленького мальчика, явившегося в форме сына мамы Яшоды. Чем Он занимался? Почитайте Священные Писания. Шкодничал. Бил горшки с йогуртом и топленым маслом. Мочился на пол. Мама Яшода все время пребывала в трансе ЛЮБВИ — женщина, достойная того, чтобы кормить Бога своим молоком. Однажды Кришна сильно постарался, и Яшода взяла в руки палку, чтобы как следует наказать Его, но ЛЮБОВЬ захлестнула ее сердце.
Приведу более близкий нам пример из истории национальной литературы. Александр Сергеевич Пушкин написал: «…и с отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю, и горько жалуюсь, и горько слезы лью, но строк печальных не смываю». Лев Николаевич Толстой очень любил эти строки, но заменил одно слово на свой лад. Получилось: «… но строк постыдных не смываю». Каждый из них был искренен по-своему. В нашем распоряжении очень много бумаги! Стыд, печаль… Мы обречены ПОЛЮБИТЬ, это лишь вопрос времени. Для того чтобы это случилось, нам не нужно ничего особенного, все необходимое у нас уже есть: мы сами и люди вокруг нас, кем бы они нам ни приходились.
Нам даже не нужно никаких особых знаний. Все очень просто: ЛЮБОВЬ проста, Бог прост. Вот Его простые слова, взятые из древней священной книги: «Тот, кто независтлив, милосерден и сострадателен ко всем существам, неизменен в горе и радости, кроток, всегда удовлетворен, владеет собой, тверд в решениях, кто не причиняет беспокойства людям и сам не обеспокоен людьми. Кто свободен от вожделения, вражды. Страха. Тревог — тот дорог Мне. Человек, искусный в делах, чистый, свободный от забот, оставивший уныние, — дорог Мне». Не так много сказано, но для того, чтобы реализовать эти слова, потребуются время и усилия. Знания — в голове, мудрость — в каждой клетке нашего существа. Говорят, однажды к Будде пришел Щарипутра — великий ученый, знавший все писания наизусть. Он пришел в сопровождении пяти сотен учеников и сказал: «Знаний у меня достаточно, можешь дать мне что-то большее?»
Даже не обязательно ходить к Будде за «чем-то большим». «Чего-то большего» достаточно желать. Оно сопутствует терпению, состраданию, преданности… Способность постараться — отражение нашего желания — всегда вознаграждается .. ЛЮБОВЬ начинается не с забавной попытки подражать маме Яшоде — попытки перепрыгнуть через века (я имею в виду не прыжок назад в доисторическую Индию, а прыжок вперед, в тот исторический момент, когда мы станем совершенными). ЛЮБОВЬ начинается с ответственности за все, что «с нами произошло», за все, что мы создали, с расставания со старой привычкой обвинять кого-то в нашем горе и благодарить кого-то за наше счастье. С осознания величия пьесы Горького «На дне», а в особенности слов Сатина: «Человек за все платит сам…»
Участвуя в убийстве, мы оплачиваем работу киллера, который в будущем убьет нас самих, помогая другим, мы платим за помощь, которая опять же будет оказана нам самим. Проявляя терпение к другим, мы платим за терпение, которое будет проявлено по отношению к нам, грубостью оплачиваем грубость, которую услышим в свой адрес очень скоро. Нет ничего забавнее возмущения: «Да как вы смеете так со мной обращаться?!» Сам заказал представление, сам заплатил актерам за работу. И благодарность тоже забавна: «Господи, спасибо Тебе!» Он пожимает плечами: да Я тут ни причем.
ЛЮБОВЬ начинается с того, что мы просто наслаждаемся спектаклем, просто наслаждаемся своим отражением: так вот я какой был, да и сейчас, наверное, остался. Чувство тяжелого стыда переходит в чувство легкой печали. Мы ничего не смываем (смыть все равно невозможно). Наслаждаемся моментом и предвкушением нового: «Вот — новый поворот, что …?» Настоящее рассказывает нам все о нашем прошлом. Если нас хорошо бьют — значит, мы тоже умели драться. Если нежно обнимают — вон как мы могли. Причем на всю эту историю, разворачивающуюся в настоящем, можно смотреть и подобно Осипу Мандельштаму, как на милый узор на стекле вечности. Так или иначе, «узора милого не зачеркнуть».
Говорят, природа милостива. Конечно, милостива — она позволяет нам испытать чувство гордости за то, что все куплено на наши деньги! Партнеры тут не при чем, есть счастье, есть горе. Было счастье, было горе… Красивые женщины и богатые мужчины бывают счастливы, некрасивые женщины и небогатые мужчины бывают несчастны. Счастье и несчастье — просто чувства. Чем они вызваны? У каждого есть что-то свое. Будет счастье, будет горе…
ЛЮБОВЬ далека от этих вещей. Настолько далека, что ей все равно. Ну, абсолютно все равно — дальше не бывает. Вот она какая ЛЮБОВЬ — равнодушная ко всему! И она такая НЕРАВНОДУШНАЯ (к чему-то действительно стоящему) — к ЛЮБВИ без ничего. Всегда и везде.
Я смотрел прекрасный мультфильм — «Русалочка-2». Русалочка рвалась из моря на землю, ее дочь рвется с земли в море. Приходишь к удивительному пониманию: мы все рвемся куда-то, думая, что там мы будем лучше, чем есть на самом деле. Может быть, главный вопрос — кто мы? А не где мы и с кем мы? Стоит почесать затылок. Где мы? Это мы уже решили — в прошлом. Кто мы? — можно решать каждую минуту, даже чаще, в общем, сейчас! Здесь и сейчас. На этом и успокаиваемся. Где ПОКОЙ — там РАДОСТЬ, там и многое другое, одним словом, ЛЮБОВЬ! А в любовь я не верю — это слепая вера, последняя надежда, которая тоже умрет. А нам жизнь дана.