Нам, живущим в 21-м веке, известно, что крупных равноправных религиозных учений существует как минимум десяток. Не говоря уже о бесчисленных сектах, тренингах и практиках. И совершенно непонятно, как это всё совместить. Можно, конечно, выбрать одну религию и считать, что все остальные – неправильные, но в глубине души всё равно будет оставаться сомнение. Потому что нет никакой гарантии, что выбор был правильный, да и вообще – что правильный вариант выбора существует. Соответственно, необходимо как-то разобраться в духовности как таковой, которая не зависит от конкретного учения и которая будет мерилом правильности тех или иных учений.Нам, живущим в 21-м веке, известно, что крупных равноправных религиозных учений существует как минимум десяток. Не говоря уже о бесчисленных сектах, тренингах и практиках. И совершенно непонятно, как это всё совместить. Можно, конечно, выбрать одну религию и считать, что все остальные – неправильные, но в глубине души всё равно будет оставаться сомнение. Потому что нет никакой гарантии, что выбор был правильный, да и вообще – что правильный вариант выбора существует.
Соответственно, необходимо как-то разобраться в духовности как таковой, которая не зависит от конкретного учения и которая будет мерилом правильности тех или иных учений.
Наиболее удачным определением этой духовность мне представляется понятие «Внутренний мир». Оно фигурирует практически во всех учениях, как духовных, так и психологических. На мой взгляд, оно очень точно описывает предмет рассмотрения.
Итак, поясню, что такое внутренний мир. Это, грубо говоря, пространство, в котором возникают субъективные внутренние явления, такие как: мысли, чувства, эмоция, желания, страхи, мечты, воспоминания, образы, сны, страхи, любовь и так далее. Эти явления субъективны и существуют в данном виде только для человека, у которого они есть (точнее, который их воспринимает внутри себя).
Проведу аналогию с компьютерами. Операционные системы, программы и окна не существуют физически. Физически есть только жесткий диск, процессор и электрические импульсы внутри них. Нет такого физического объекта, как программа «Сапер». Но во «внутреннем мире» компьютера, который проецируется на экран монитора, эти объекты существуют, работают и взаимодействуют. Точно так же мечта, страх и любовь, как физические объекты не существуют (хотя и основаны на либо сопровождаются физическими процессами), но для того, кто мечтает, боится и любит – нет ничего реальнее. Такого пространство реальной духовности, с которой мы можем работать.
Чем же здесь является множество религий? Проведем аналогию с наукой. В науке есть предмет исследования и множество теорий либо интерпретаций процессов в этом предмете. У нас предметом исследования является внутренний мир, а религии, стало быть – это теории.
Правда, тут надо сделать одно уточнение. В объективном мире теории могут с достаточной точностью соответствовать реальному поведению объектов, потому что теории создаются по объективно наблюдаемым явлением. Но субъективный мир – он существует только для конкретного человека и монитор к нему не подключишь. Поэтому любая религия может соответствовать ему только приблизительно. И даже если исходить из того, что религиозную информацию давали Бог/Боги/Абсолют – все равно она была записана и проинтерпретирована обычными людьми.
Поэтому эти теории никогда не бывают абсолютно точными – в приложении к вашему личному внутреннему миру. И к любых духовным учениям следует относиться, только как к интерпретациям. Например, если человек видит образы ангелов – это с ним говорит Бог, или же это последствие религиозного гипноза, который требует медикаментозного лечения? Правильный ответ – неизвестно. И то, и другое – это всего лишь интерпретации.
Итак, у нас есть внутренний мир и различные теории о том, почему в нем происходит то или иное. Это была теория. А что же делать на практике?
На практике, очевидно, необходимо начать хотя бы исследовать свой внутренний мир, благо он, по определению, обозрим на нас. Наблюдая за своими мыслями, эмоциями, желаниями и так далее – можно намного больше узнать, в какой динамике и с какими закономерностями они происходят. Религии (а также психологические учения и другие аналоги) здесь могут помочь в том, что укажут, за чем стоит наблюдать в первую очередь, на что стоит обратить внимание. Правда, лучше обращать внимание на всё, без исключения – не стоит что-либо упускать в собственном внутреннем мире.
Наблюдая, исследуя свой внутренний мир – можно гораздо лучше понять себя. Да и других – ведь в основе своей все наши внутренние миры работают по одним и тем же законам, ведь мы все – люди. Понимая себя и других лучше, получаешь возможность совершать более осмысленные и полезные поступки, которые не будут преступлением против своего внутреннего мира, а наоборот – будут его выражением. И можно будет работать над своим внутренним миром – разглядывая внутренние противоречия и устраняя их, приводить в порядок хаос внутри себя.
И это и будет настоящей духовностью.
Дмитрий Лейкин
dmitry-leykin.ru