Истоки агрессии

Без рубрики

Истоки агрессииЛюди, как существа социальные, постоянно контактируют друг с другом. В результате такого взаимодействия возникают различные эмоции и чувства. А они, в свою очередь, вызывают определенные модели поведения, которыми оперирует человек. Очень часто таковые модели несут негативный или, того хуже, разрушительный характер. Мы говорим сейчас об агрессии. Природу агрессии рассматривают по-разному. Одни ученые склоняются к мнению, что механизмы агрессивного поведения заложены изначально природой в человека, другие полагают, что агрессия все-таки возникает в процессе научения. А что же такое вообще агрессия? Как ее можно четко обозначить? Из множества формулировок, на мой взгляд, самая подходящая такая…Истоки агрессииЛюди, как существа социальные, постоянно контактируют друг с другом. В результате такого взаимодействия возникают различные эмоции и чувства. А они, в свою очередь, вызывают определенные модели поведения, которыми оперирует человек. Очень часто таковые модели несут негативный или, того хуже, разрушительный характер. Мы говорим сейчас об агрессии.

Природу агрессии рассматривают по-разному. Одни ученые склоняются к мнению, что механизмы агрессивного поведения заложены изначально природой в человека, другие полагают, что агрессия все-таки возникает в процессе научения. А что же такое вообще агрессия? Как ее можно четко обозначить? Из множества формулировок, на мой взгляд, самая подходящая такая: агрессия – это действие, целью которого является оскорбление или причинение ущерба другому живому существу без согласия на это последнего.

Нынешняя статистика по совершению агрессивных действий и преступлений, включенная в мировую историю говорит нам, что агрессия существовала во все времена. Постоянно велись войны, устраивалась резня, происходили просто бессмысленные убийства и кровопролития. Все это часто прикрывалось идеями патриотизма и религии. Так например, во Франции в 1572 году была устроена Варфоломеевская ночь, во время которой было уничтожено только в Париже около четырех тысяч человек. А по всей Франции цифра достигла шестидесяти тысяч. При этом католики истребляли протестантов в абсолютной уверенности, что они творят «святое дело», борясь с ересью.

Зигмунд Фрейд в своих ранних работах говорил об агрессии, как о реакции на депривацию либидозных побуждений. В то время он говорил только об одном основном инстинкте человека – стремление к жизни (Эрос), — из которого уже проистекают все остальные инстинкты и потребности.

Пережив Вторую Мировую Войну, Фрейд выдвинул гипотезу ,что у человека помимо стремления к жизни, существует также и стремление к смерти. Фрейд назвал его Танатос.

Так вот эти два бессознательных побуждения находятся в постоянном напряжении между собой. Часто включается замещение, как вид психологической защиты. Тогда энергия разрушения (Танатоса) направляется наружу, избегая «Я» человека. А наружу, это значит на других на людей, животных и даже на неодушевленные предметы.

Теория Фрейда о Танатосе – одна из самых спорных его теорий в психоанализе. Многие ученые ее не признают.

Тем не менее мнение о том, что агрессивное поведение носит врожденный характер до сих пор является актуальным и представляет большой интерес для ученых-психологов. Хочется отметить, что, исходя из таковой позиции детерминизма агрессивных моделей поведения, вытекает довольно плачевный прогноз в плане выработки эффективных приемов, способных избавить общество от агрессии. Так как всем нам известно, что инстинкты невозможно победить, они все равно вырвуться из «оков» надсознания и проявятся уже в более ужасной, извращенной форме.

Теория о социальном происхождении агрессии говорит, что фрустрирующие обстоятельства в нашей жизни вызывают или способны вызывать такое чувство, как агрессия, и соответствующие формы поведения. Таким образом, когда человек сталкивается с депривацией своих потребностей и мотивов, может появиться агрессия, направленная на фрустрирующий объект. Но не всегда социальные препятствия вызывают именно агрессию. Чаще даже человек испытывает другие чувства и эмоции: обида, опустошенность, грусть, досада, страх и др. Тем не менее эта точка зрения психологов считается более «правильной», нежели теория врожденного происхождения агрессии. Теория социального генеза агрессивности более проста и более оптимистична. Причем оптимизм внушает нам не теория в чистом виде, а выработанные на ее основе практические техники и методики по предотвращению агрессивного поведения.

Конечно, в ближайшем будущем мы не сможем избавить человечество от всех бед, вызванных агрессией. Но купировать агрессивные проявления необходимо и возможно. Мы все, жители планеты, живем в разных странах, в разных культурных плоскостях, среди разных народов. Заметьте, что уровень преступности ниже в развитых странах, как правило, европейских, североамериканских и других. И это не случайность. Следуя теории инстинктивного происхождения агрессии, последняя должна проявлять себя во всех странах и государствах Земли примерно равномерно, ведь социальные меры вряд ли кардинально повлияли бы на уровень проявления агрессивности. На практике же мы видим, что устройство государства, его направленность на демократию и равенство дает людям больше возможностей самовыражения, что в свою очередь снижает уровень агрессивности.

В странах же с тоталитарным или авторитарным режимами агрессия проявляется чаще, можно сказать постоянно; но она в этих государствах открыто выражена со стороны властвующей элиты, народ же свою агрессию не может «вылить» даже вербально. Такое «накопление» отрицательных эмоций может привести к революции и кровавым мятежам в таких странах. И действительно, люди, живущие в постоянной депривации своих мотивов и устремлений, начинают искать пути ее преодоления, причем интенсивность этого поиска прямопропорциональна интенсивности фрустрирующего фактора.

Теперь давайте перейдем от государства к семье, своего рода, мини-государству со своими правилами, законами, табу и прочими атрибутами социальной общности. Здесь агрессия также появляется в результате ущемления мотивов, в принципе, с этим разобрались. Но почему часто в семьях происходят акты, так называемой, немотивированной агрессии? Какой механизм их вызывает?

Немотивированная агрессия возникает в процессе замещения, когда негатив, накопленный в окружающей внесемейной среде, выплескивается в наиболее «тонком» и безопасном месте – дома. Как правило, родные терпят агрессивное поведение со стороны близкого человека значительно дольше, чем в других местах возможного выплеска эмоций, будь то работа, учеба и т.п.

Таким образом, мы видим, что немотивированной агрессии, по сути, нет. Мотив всегда есть, только он не всегда осознан и не всегда напрямую касается близких, в случаях семейного насилия у агрессора часто срабатывает процесс переноса. Например, детская неприязнь к одному из родителей может у взрослого неосознанно проецироваться в брачном союзе на партнера, такой супруг или супруга мстят своему родителю в лице своего мужа или жены.

Какие методы предотвращения агрессивных выпадов наиболее эффективны на сегодняшний день?

Конечно, непримиримая борьба между психологическими направлениями, развязанная в начале двадцатого века, постепенно сходит на нет, потихоньку вырабатывается эклектический подход в психодиагностике, психокоррекции и психотерапии. Комплексные меры позволяют вобрать в себя все лучшее из всех психологических школ.

Успешно себя проявляют в психокоррекции агрессивности психодинамический и когнитивно-бихевиориальный подходы. Одним их хорошо зарекомендовавших себя методов глубинной психотерапии является символдрама – форма проективного самопредставления. Автором этого метода является немецкий психотерапевт Лернер. Символдрама основывается на психоаналитическом концепте, но при этом психолог не расшифровывает символы, в которых СВЕРХ Я завуалировало переживания, фрустрирующие события, побуждения, воспоминания и т.д. Было замечено, что работа с самими символами и их инициированием в психике пациента приносит положительные результаты. В свою очередь рассекречивание символов не всегда полезно, ведь СВЕРХ Я недаром шифрует воспоминания, страхи, желания. Получается, что психоаналитик дезорганизует работу надсознания. В этом плане символдрама значительно мягче: в процессе визуализации и проецирования в психике пациента необходимых образов и символов происходит разрядка застаревших аффектов, влияющих на психологическое и физическое состояние человека. Происходящие глубинные изменения в психике, благодаря символдраме, перестаивают также и сознание, мышление человека, улучшается психофизиологическое состояние, которое было нарушено неврозом. Символдрама сейчас находит применение не только в практической психологии, но успешно применяется в лечении психических и психосоматических заболеваний.

А между сеансами символдрамы, которая помимо снятия агрессивных проявлений помогает найти ее истоки, полезно давать задание клиенту по овладению своими эмоциями и контролю за своим поведением. Человек должен вести дневник и обсуждать с психологом процесс овладения своим эмоциональным фоном, какие достигнуты успехи, а какие факторы, наоборот, мешают совершенствованию и адаптации поведения к социально допустимым формам. Это один из методов когнитивно-бихевиориального подхода. Как утверждают представители данной школы, человека беспокоит не столько событие, сколько его отношение к нему. Следовательно, воздействуя на когнитивную сферу (мышление) и вырабатывая адекватную оценку происходящего вокруг, происходит изменение негативных моделей поведения на приемлемые формы реагирования.

Действительно агрессия и общество неразделимы на протяжении всего существования человечества и межличностных отношений. Тем не менее, совершенствование себя, своего поведения, духовных и нравственных приоритетов, самопознание и саморазвитие – единственный верный путь для преодоления агрессии, злобы, напряженности, беспричинного беспокойства и иррациональных страхов.

Создавая себя, мы создаем мир внутри нас и вокруг нас. И пусть впереди еще предстоит долгий путь, давайте сделаем первый шаг прямо сейчас!

Список используемой и рекомендуемой литературы.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. Спб: Питер, 1997. Серия «Мастера психологии».
Конрад Лоренц. Агрессия. М.: Прогресс, Универс. 1994.
Зигмунд Фрейд «Толкование сновидений».
Зигмунд Фрейд «Психопатология обыденной жизни».
Х. Хекхаузен. Агрессия// Мотивация и деятельность. М.: 1986.

Источник:
Александр Акимов
Альманах «Архетипические исследования»