Сегодня во всем мире проводится большое количество семинаров и тренингов по личностному развитию. Но что такое – личностное развитие? Вроде бы, вопрос предельно прост. Действительно, если сегодня я знаю больше или умею делать что-то лучше, чем вчера, то я развиваюсь. Можно говорить об интеллектуальном, профессиональном, физическом или ином развитии. Вряд ли кто-то усомнится в моем развитии, если я скажу, что за последние три года выучил суахили и географию Африки, научился профессионально стрелять из винтовки и получил черный пояс по дзюдо…
Сегодня во всем мире проводится большое количество семинаров и тренингов по личностному развитию. Но что такое – личностное развитие? Вроде бы, вопрос предельно прост. Действительно, если сегодня я знаю больше или умею делать что-то лучше, чем вчера, то я развиваюсь. Можно говорить об интеллектуальном, профессиональном, физическом или ином развитии.
Вряд ли кто-то усомнится в моем развитии, если я скажу, что за последние три года выучил суахили и географию Африки, научился профессионально стрелять из винтовки и получил черный пояс по дзюдо. В свою очередь, это помогло мне развиться материально. Я очень хорошо заработал за последний год, работая в спецслужбах, – живу в Африке и уничтожаю тех людей, на которых мне укажет моё начальство. Более того, я очень люблю свою работу – она позволяет мне реализовать все мои знания, умения и навыки!
Вы скажете, пример экстремальный и редкий? Приведу другие примеры: сотни тысяч чиновников делают карьеру в органах власти, что позволяет им брать все большие взятки и использовать должность в корыстных интересах. Программисты-хакеры осваивают все новые программы и взламывают банковские счета, создают и запускают разрушительные вирусы. Автомобилисты разрабатывают все более мощные модели машин, а в авариях погибает все больше людей. Открываются новые производства, и ухудшается экология. Перечень можно продолжать долго.
Это все примеры развития человека и общества. Не подумайте только, что я против экономического развития или технического прогресса. Но все же согласитесь – что-то здесь не так, если развитие общества делает жизнь людей все опаснее. Что не так?
Чего не хватает, чтобы своим развитием не ставить под угрозу жизнь свою и других людей? По моему убеждению, не хватает самого главного – наличия понимания на клеточном уровне ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ людей друг от друга, людей и природы в целом. Медленный и сложный процесс осознания ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ по-другому называют нравственным или этическим развитием.
Именно этическое развитие является стратегически и принципиально важным для человека и человечества в целом. Именно нравственный уровень человека в конечном итоге определяет уровень развития общества и всей цивилизации.
В то же время рациональную пользу от нравственного развития человеку увидеть трудно. Что такое вообще нравственное развитие? Доброта, терпение друг к другу, уважение чужих ценностей и мнений, сострадание, щедрость… Хорошо, но что мне это развитие дает? И как я могу развиваться нравственно? Я понимаю, как развиваться интеллектуально, физически, профессионально, но как развиваться нравственно – непонятно.
Итак, два простых вопроса – какая практическая польза от нравственного развития и как это – развиваться нравственно? Вопросы простые, но ответить на них весьма непросто.
Поймет ли семилетний ребенок объяснения взрослых, зачем ему надо будет 10 лет учиться – развиваться? Вряд ли. Так вот, смею осторожно предположить, что уровень нравственного развития подавляющего большинства людей – в том числе и политиков, бизнесменов, ученых – тех, кто формирует современную общественную парадигму, находится где-то в двенадцатилетнем возрасте. Но согласитесь – и это огромный исторический прогресс! Будь мы нравственно на пару-тройку лет моложе – мы бы с нашим не по годам развитым интеллектом друг друга уже уничтожили.
Этика, как и сама жизнь, понятие не статическое, а динамическое. Так же, как физиологически, нравственно человек проходит три основные стадии развития:
(1) Зависимость – первые годы своей жизни человек физически зависим от родителей, своего окружения. Иначе он просто не выживет.
(2) Независимость – половая зрелость сопровождается желанием выделить свое Я из окружения, «обрести свободу». Теперь все, что мешает реализовывать свои желания, воспринимается как посягательство на свободу личности. (В этом периоде человечество сейчас и находится).
(3) Взаимозависимость – осознание единства людей, природы, космоса.
Когда осознание взаимозависимости и единства насыщает, как кислород, клетки тела человека, то служение людям как основной мотив деятельности по сути своей сравнивается со служением самому себе. И именно это начинает приносить радость и удовлетворение. Но если это осознание еще не пришло, человек видит и сознает себя отделенным от всех и всего, то естественно, его ценностная система сконцентрирована вокруг своих индивидуальных желаний; служение другим видится глупой блажью (собственно, как и эта статья). Таким образом, показателем нравственного развития являются наши ценности и желания. Чаще всего это очень конкретные желания: позвонить больному другу, уступить место в общественном транспорте, пропустить спешащую машину, подать милостыню, накормить голодного котенка, убрать с лужайки мусор и пр. Если это ваши искренние желания, то реализуя их, вы испытываете радость. Это ли не практическая польза от нравственного совершенствования?
Но не будем наивными. Мы с вами живем в эпоху тотальных свобод. Субъективные желания человека определяют для него ценность, а не некие общечеловеческие ценности определяют его желания. Желания получать удовольствия и пользу – вот основные стимулы, которые сегодня влияют на наш выбор. Что из этого мотивирует нравственное развитие? Субъективизм по своей природе плохо совместим с идеей универсальности этических норм.
И любые разговоры и проповеди о том, что такое хорошо, а что такое плохо, – эффект имеют весьма незначительный, а порой и прямо противоположный.
Приведу другой пример. Как вы думаете – что нормальный двенадцатилетний ребенок выберет, будь он волен сам выбирать – новую электронную игрушку или поход в школу за новыми знаниями? Вопрос риторический. Только вот за детей пока все еще решают взрослые. Но за себя «взрослые» решают сами и поэтому… приобретают игрушки. Нравственная составляющая этих игрушек мало кого волнует, главное – чтобы было интересно. Фильмы, книги, шоу, компьютерные игры могут культивировать насилие, но при этом привлекать внимание миллионов людей. Почему? Потому что сняты, написаны, сделаны ярко и привлекательно, а порой и, чего греха таить, талантливо.
И все же – возможно ли, чтобы удовлетворение субъективных желаний приводило к развитию в человеке универсальных ценностей? Другими словами – что способно стимулировать нравственное развитие человека?
Ответ логично вытекает из наших предыдущих рассуждений – это то, что:
а) выполнено талантливо и красиво;
б) людям интересно и привлекает их внимание;
в) может быть полезно.
Единственное, ко всему прочему это должно содержать глубокий нравственный смысл.
Есть такая сфера, которая живет параллельной с нами жизнью, в которую мы частенько мечтаем погрузиться глубже, потому как она нас привлекает, но времени чаще всего не находится. Зовется эта сфера Искусством. Во все времена рядом с обычными людьми жили и живут Творцы – талантливые люди, чей «нравственный возраст», говоря нашими терминами, был намного старше среднестатистического. Своими этически зрелыми и эстетически прекрасными творениями – прозой, стихами, картинами, музыкой, архитектурой, режиссурой, актерской игрой – они, сами того не сознавая, развивали человека нравственно. Думаю, в немалой степени человечество им обязано тем, что до сих пор себя не истребило. Изучение, постижение, проникновение вглубь признанных шедевров мирового искусства – верный путь развития эстетического и этического.
Вячеслав Гарин,
автор и разработчик
международного творческого онлайн-проекта,
нацеленного на решения Ваших актуальных задач
«Игры Vislinsky – Театр V»