В этой статье мы возвращаемся к проблеме духовного состояния современного общества. Интересны в этом плане слова Мухаммада: «Если бы вы знали то, что знаю я, вы бы меньше смеялись и больше плакали», – и пророчества различных религий о переходе от «Золотого Века» к стадии «Кали Юги». Недавно прошла череда больших и просто значительных праздников: Рождество, Новый Год – одни из нескольких самых празднуемых дат в нашем обществе. Добавим к этому еще День рождения, оглянемся немного назад и попытаемся обратить внимание, а что собственно отмечает человек в эти дни?В этой статье мы возвращаемся к проблеме духовного состояния современного общества.
Интересны в этом плане слова Мухаммада: «Если бы вы знали то, что знаю я, вы бы меньше смеялись и больше плакали», – и пророчества различных религий о переходе от «Золотого Века» к стадии «Кали Юги».
Недавно прошла череда больших и просто значительных праздников: Рождество, Новый Год – одни из нескольких самых празднуемых дат в нашем обществе. Добавим к этому еще День рождения, оглянемся немного назад и попытаемся обратить внимание, а что собственно отмечает человек в эти дни? И даже еще более прямо: что, собственно, особого происходит в эти дни с нами или с людьми которые нас окружают?
Или все сводиться к тому, чтобы приготовить стол, собраться вместе с друзьями или семьей, возможно, выпить по этому поводу. Заметьте, суть вопроса не в том, необходимо ли встречаться с близкими людьми, но в мотиве и необходимости празднования.
Немного поразмышляв, становится понятным, что отличия в мотиве празднования и простой встречи в обычный день часто нет, кроме случая с истинно верующими на Рождество. Для случая же с Новым Годом и Днем рождения повторим поставленную проблему: действительно ли с человеком происходит что-то необычное в эти дни, или он может праздновать эти события каждый день? Отвечая прямо можно потеряться в аргументах, поэтому давайте направим размышления в нужную сторону: откуда исходит желание человека отмечать эти дни?
Возможно, из корыстного интереса, побыть в кругу знакомых начальника на корпоративе. Возможно, из желания побыть в кругу семьи в условиях постоянной загруженности на работе в обычное время. Если внимательно присмотреться к этим случаям, заметим, что желание не рождается внутри человека, он просто повинуется обстоятельствам, которые сложились вокруг: вот хорошая возможность подняться по каръерной лестнице, или вот хорошая возможность проведать родных. Но это – внешние причины! Поясним, напр., человек организовал бизнес и стал сам себе хозяином – ему уже не нужен такой праздник-корпоратив. Напр., человек купил большую квартиру или вторую вблизи от дома и может видеть близких каждый день – теперь и ему не нужны никакие праздники!
Наклевывается вывод, что на самом деле человек ничего особого не получает в эти дни, чего он не может получить в другие. А возможно и больше тратит: силы и деньги на организацию, здоровье от недосыпания, переедания и выпивки. Хотя такие праздники и дают определенную разгрузку, но это скорее свидетельствует не о благодатности праздников*.
По этому поводу очень хорошо сказал И. Кронштадтский в 19 веке:
«Удивительная болезнь явилась нынче – это страсть к развлечениям. Никогда не было такой потребности к развлечениям, как нынче. Это показатель того, что людям нечем стало жить, что они разучились жить серьезной жизнью — трудом на пользу нуждающихся и внутренней духовной жизнью. И начали скучать! И меняют глубину и содержание духовной жизни на развлечения! Какое безумие! Точно дети, лишенные разума! А между тем, развлечения — это уже общественный порок, общественная страсть!»
Итак, подведем небольшой итог: в современном мире праздники не могут быть настоящим смыслом жизни человека. Не могут быть единственным временем, когда человек, буд-то бы, имеет возможность жить по-настоящему; временем, которое воспринимаются в теперешнем или будет вспроминаться в будущем, как некие пики жизни. Они, скорее, служат заменителями жизни. Этот вывод стоит расширить не только на обсуждаемые Новый Год, День рождения и Рождество, но и на простые «гулянки» по менее важным поводам.
С точки зрения даосской алхимии такие бездумные растраты являются вредными для человека. Различного рода выбросы и вспышки эмоций приводят к растрате как духа, так и энергии. Поэтому предстерегаем вас от подобных бесчинств:). Но чтобы не возникло ошибочного мнения, специально отметим, что для самого пути внутренней алхими нэйдань это не может быть препятствием, ограничением в прогрессе или запретом для уже практикующего. Также не может быть решающим критерием отбора человека в ученики даосской школы, оцениваются совсем другие вещи. Но для того, кто все еще находится в поисках себя, непонимание этой праздности и соответствующее окружение может привести только к запутыванию по жизни.
На этом примере мы показали, для того, чтобы не потерять себя, нужно задумываться над своими действиями, над их причинами и следствиями. Также нужно больше прислушиваться к внутреннему голосу и всегда стараться выбирать в жизни то, что принесет вам пользу, а не вред.
Также вы, наверное, заметили, наши намеки, буд-то человек должен что-то получать во время праздников. Несложно догадаться, что это как-то связано с практикой даосской алхимии .
Первым большим этапом нэйдань является заложение фундамента, т.е. возвращение уже утраченной за прошедшую жизнь изначальной ци. Именно теперь кристально ясными становятся наши сравнения земных утех с грязью в первой статье, ведь только практика даосской алхимии может возвратить человеку его энергию, какой «праздник» может с этим сравниться!
Разбор некоторых причин деградации современного общества вы сможете прочитать в следующих статьях. Следите за обновлениями…
* Вопрос, чем были праздники в древности, и какой смысл они имели в древних традиционных учениях является очень интересным в свете нашей статьи, но пока остается открытым в качестве темы для будущих исследований. Желаю вам удачи в таких исследованиях!